На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

«Огненная девочка». Тренер чемпионки мира Юлии Ефимовой Ирина Вятчанина откровенно рассказала о своей ученице

Интервью

14 августа 2009, №122(18004) Лысенков П.  "Советский спорт"
 
«ЗОЛОТОЙ ПЬЕДЕСТАЛ»

Юля – звезда июля... Впервые за шесть лет наши пловцы выиграли золото чемпионата мира. 17-летняя Ефимова плыла в финале с травмированной ногой. И установила мировой рекорд! Две трети болельщиков выбрали Юлию, которая на корпус обошла в голосовании гимнастку Евгению Канаеву.

«ОВЕН ПО ГОРОСКОПУ»

Победа Юли получилась такой громкой, что ее поздравил даже Президент России Дмитрий Медведев. Он направил приветственную телеграмму: «В захватывающей борьбе вы не только завоевали золото в плавании на 50 метров брассом, но и установили новый мировой рекорд. Ваше выступление стало лучшим результатом российских пловцов за последние годы».

Дозвониться до Юли долго не получалось.

– Куда же пропала Ефимова? – поинтересовался я у ее тренера Ирины Вятчаниной.

– Она сейчас отдыхает на море, на Украине. Поэтому на звонки не отвечает.

– Возможно, вы расскажете о своей ученице лучше, чем она сама о себе. Как началась ваша работа с Ефимовой?

– Юлю привез ко мне ее папа. Андрей Ефимов – тренер по плаванию из Волгодонска. Когда дочке исполнилось 12 лет, он отправил ее в Таганрог на просмотровые сборы. Юля постепенно привыкала к новым условиям. В 13 лет она переехала в Таганрог и постоянно тренируется здесь.

Ефимова переросла волгодонскую школу. Да и в отношениях наставник – спортсмен не всегда легко найти контакт. Ребенок позволяет себе больше, когда его тренер – папа.

– Но вы же тренируете своего сына Аркадия Вятчанина…

– С сыном проще. А Андрей Ефимов – весьма мягкий человек. Юлька же – девочка огненная. Она всегда имеет свою точку зрения. Ее нереально жестко направить. Всегда надо обсуждать: вот это так нужно сделать. Кричать и приказывать бесполезно. Может возникнуть обратная реакция.

– Настолько упрямая?

– Овен по гороскопу, что вы хотите. Аркаша, кстати, тоже. Он родился четвертого апреля, а Юля – третьего.

– Еще она взрывная?

– Ранимая. Но бывает, эмоции захлестывают здравый смысл. Когда тяжелая тренировка, что-то не получается в технике и делаешь замечание – Юля может обидеться. Крикнуть: «Я же стараюсь!».

Отвечаю: «Я понимаю. Но работать все равно нужно. Не сделаешь ты – сделают другие».

В детстве после таких жестких моментов Ефимова несколько раз собирала чемодан. Звонила отцу: «Я больше не могу, беру билет и еду домой, встречайте на вокзале». Но ее папа сильно помогал. Другой бы родитель распустил сопли: ребенку трудно, тренер – варвар… Папа же Юли понимал, что эти моменты нужно пережить. И уговаривал дочку остаться. Он умеет пожалеть, погладить по головке. Мы в связке работали: Андрей держал пряник, а я – кнут.

– Какая же Ефимова ранимая, если она выходит на старт и морально уничтожает соперниц?

– Да, у нее соревновательный характер. Она любит сражаться. Даже когда не блестяще готова, может выйти на старт и показать удивительный результат. Поэтому, когда Юля не попала в финал заплыва на 200 м брассом на римском чемпионате мира, я знала, что она сделала все что могла.

«ПОМОГ ФЕЛПС»

– Как сейчас здоровье Юли?

– Нога по-прежнему болит. Там лечение нужно проводить. Сейчас Ефимова вернется из отпуска – поедем к специалистам в Ростов-на-Дону. Операция не нужна. Но это сильное растяжение мышцы ноги. Образовались воспалительные очаги. Нужно долечиться в полном покое, без нагрузки. Так что Юля в сентябре тренироваться не будет. Главное, чтобы травма не стала хронической. Девчонке ведь всего 17 лет! Еще воевать и воевать.

– Многие восприняли золото Ефимовой как великий подвиг. А как лично вы относитесь к ее победе?

– Нас несколько удивила эта реакция общественности. Мы не считали тот финал героическим. Просто сделали то, что и должны. Да, травма. Но рассчитывали, что Юле на «полтиннике» все-таки хватит терпежа. Лишь бы не возник спазм…

Когда мы вернулись в Россию, Ефимову пригласили на несколько телеканалов, в газеты. Но Юлька так устала от журналистов и одинаковых вопросов, что поспешила уехать в отпуск.

– Ну вот… Пловцы жаловались, что им внимания прессы не хватает. Пусть теперь почувствуют себя на месте хоккеистов после победы на чемпионате мира. Например, Ковальчука на кусочки разрывали!

– Такой прессинг Юля ощутила еще два года назад, когда пошли первые победы на этапах Кубка мира, чемпионатах Европы…

– Но вот в марте 2008 года в Эйндховене Ефимова не попала в финал 100 м брассом, хотя считалась явной фавориткой. Опять же неудача в Риме на 200 м. Как она относится к таким осечкам?

– Сейчас мы подспудно понимали, что 200 метров к Риму не подготовили. А в Голландии, конечно, Юля была в шоке. Сначала она держалась. Но когда увидела, с каким результатом победили в финале, – время хуже, чем у нее… Было море слез. Мы держали золото в руках и сами его отдали. Это хороший урок. После серии побед у Юльки немного закружилась голова. Ей казалось, что она и дальше будет хватать птицу удачи за хвост.

– О чем вы думали в те тридцать секунд, что длился финал в Риме (30,09)?

– Лишь бы Юля взяла хороший старт и разгон. Легла на технику. Когда Ефимова прыгнула, не проиграв выход из воды, я поняла, что она уже не упустит золота.

Оставался последний момент – касание. Раньше с ним были шероховатости. Еще в предварительном заплыве Юлька готова была дать 30,00, но из-за плохого касания показала 30,24.

– Однако в финале как раз касание получилось замечательным. На повторе хорошо видно, как американка Сони тянется к стенке. А чуть отстающая Ефимова совершает тигриный прыжок и первой впечатывает руки в бортик.

– Здесь нам очень помог… Майкл Фелпс. Да, не удивляйтесь. Мы досконально разобрали его финиш и психологию. У нас шли ошибки. Юля говорила: «Я уже боюсь этого касания. Не знаю, как оно получится».

Я объясняла: «Не нужно суетиться, подбирать руки. Ты должна на последних трех гребках набрать максимальную скорость. И даже если ты не будешь дотягиваться, эта скорость сама принесет тебя к бортику».

Это замечательно доказывает Фелпс. Он накатывает на последних гребках, пробивает электронный щит Omega. Помните, как в Пекине на стометровке баттерфляем серб Чавич вроде бы первым коснулся щита. Но Фелпс мощно впечатался в бортик, и техника сработала в его пользу.

Аналогичная история – с Настей Зуевой на стометровке на спине в Риме. Она бросила руку, а британка Споффорт подошла к щиту на скорости. Вот и итог – Зуева отстала на 0,13.

– Если подвести итог чемпионату мира, какую оценку поставите Юле?

– За результат – хорошая четверка. Нам еще есть куда расти.

«ГОЛЫЕ ПУПКИ МЫ ИЗЖИЛИ»

– В чем уникальность Ефимовой?

– В детстве она занималась акробатикой. Это помогает в бассейне. Юля понимает, что такое баланс силы, у нее хорошие координация и растяжка. Есть чувство ритма, как в музыке. Плавание ведь очень цикличный вид спорта – раз-два, раз-два, делаем гребки. В брассе очень важно согласование движений, чтобы одно дополняло другое, сохраняло скорость и экономило силы.

– Вы, как «тренер кнута», держите девочку в ежовых рукавицах?

– Нет, все на самосознании. Спортсмены должны понимать, для чего мы пашем, ради чего отказываемся от многих соблазнов. Пловец мирового класса не вырастет при дисциплине из-под палки. Повезло, что у Юли такой отец. Мои семечки упали в благодатную почву.

– Не боитесь, что Ефимова вырастет и ее накроет звездная болезнь? Напрашивается параллель со Стасей Комаровой, о которой говорят, что она не реализовала свой огромный талант.

– У Стаськи эта звездная болезнь развилась в Москве. Подскочил «Playboy», другие модные журнальчики. У нас в Таганроге нет гламура. К тому же Комарова часто меняла тренеров. Позже Стася сама признавалась: «Что ж я Деда не слушала… Как мне плохо без него».

– Дед – это тренер Анатолий Красиков.

– Да, мы его так называли… А нам с Юлей – когда расслабляться? Работы непочатый край!

– Но ведь Ефимова – тоже эффектная девушка. Неужели за ней не будут бегать журналы?

– У нее нет страсти к фотографии. Делали снимки перед Олимпиадой – нам очень не понравились. Юлю сняли в плаще и купальнике. Получилось пошло… Хотя недавно мы давали интервью для итальянского журнала. Фотограф просто щелкал камерой, ловя естественные моменты. Показал мне снимки – потрясающе! Он сам был в шоке, насколько Юлька фотогенична.

Девочка-то красивая, с изюминкой. Я рада, что и вкус у нее есть. Раньше проскальзывала цыганщина. Знаете, подростки в 13–14 лет хотят нацепить все яркое, броское. Голые пупки… Но мы это быстро изжили.

«ЮЛЯ ОБОЖАЕТ ЗАЙЦА»

– Как Ефимова совмещает учебу и спорт?

– Юля перешла в 11-й класс… С учебой трудно, как у всех спортсменов. У нас же сборы. Приходится пропускать школу. Она читает литературу, хочет заниматься английским. Гуманитарное самообразование есть, но вот математика или физика проходят мимо.

– Посещаете родительские собрания?

– Иногда вызывают. Я прихожу в школу как вторая мама, и мне начинают устраивать головомойку – за прогулы и плохие оценки. Защищаю Юлю как могу, объясняю ситуацию преподавателям и прошу о помощи. Бывает, нас выручают репетиторы.

– За вашей воспитанницей бегают мальчишки?

– Бегают за теми, кто сам глазки строит. А Юля держит дистанцию. У нее была первая влюбленность. Сейчас прошла, остались хорошие дружеские отношения. Страсти не бурлят…

– Юлия Ефимова – ребенок или взрослая девушка? Например, она любит игрушки?

– Обожает своего розового плюшевого зайца, которому уже года три! Возит с собой на все турниры. Как бы ни была забита сумка, заяц обязательно там. Юлька с ним даже спит.

– Правда, что у Ефимовой еще и сестра занимается плаванием?

– Не только Кристина, сводная сестра, но и сводный брат. Кристине уже 13 лет. Рослая девочка, чуть пониже Юли. Но пока чего-то не хватает…

– Характера?

– Серьезной мотивации нет. Кристину тренирует отец Юли.

– Может, сестре тоже пора перебраться в Таганрог?

– Разговор на эту тему у нас с Андреем был. Но уж им самим решать. Может, Ефимов чувствует в себе силы как тренер, набрался опыта. Возможно, сама Кристина боится большой работы и такого жесткого наставника, как я…

– То есть сестер Ефимовых на чемпионате мира мы вряд ли увидим?

– Посмотрим, как все сложится. Пока работаю с Юлей. Цели у нас большие. В том числе лондонская Олимпиада. До нее всего-то три года…

Картина дня

наверх