На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Про Юлю 2008 - 2

По материалам журнала Русский Репортер

Александр Кобеляцкий, Ирина Макашова

Любить чемпионку

Открыв входную дверь бассейна «Дельфин» в Волгодонске, тут же натыкаешься взглядом на портрет чемпионки Юли Ефимовой. На противоположной стене, за которой располагаются раздевалки, висят два десятка фотографий воспитанников СДЮШОР № 2 — мастеров спорта, чемпионов прошлых лет. Ефимова выделена особо. Это понятно: роль этой девочки для дальнейшего процветания воспитавшей ее школы огромна.

Александр Николаевич Косарь, директор СДЮШОР, брезгливым жестом протягивает нам пару газет, где статьи о Ефимовой испещрены разноцветными пометками. Он возмущен тем, как журналисты преподнесли рождение новой звезды. «Ну как так можно! — кипятится Косарь, цитируя заголовки. — Пишут о “золотой рыбке” из Грозного и Таганрога, а о Волгодонске вообще ни слова!» Предположение фотографа Федора Савинцева, что наша статья может выйти под заголовком «Золотая рыбка из Москвы», Косарь принимает в штыки и только потом понимает, что это всего лишь шутка.

Для 50−летнего директора школы, никогда не оставлявшего тренерскую работу, Ефимова — счастливый лотерейный билет. С помощью своей воспитанницы, собравшей за год ворох золотых медалей на чемпионатах России и Европы и выигравшей несколько этапов Кубка мира, он, возможно, добьется осуществления нескольких своих задумок, нереализованных из-за невнимания местных властей к спорту. Энергичный и эмоциональный Косарь мечтает пристроить к основному зданию бассейна лягушатник для младших групп, а поблизости разместить открытый «полтинник» — 50−метровый бассейн. И с его темпераментом этот замысел вполне может воплотиться. 

Успехи Ефимовой благотворно сказались на положении СДЮШОР: в нынешнем году школе выделили гораздо большее финансирование, чем обычно, а самой юной звезде подарили двухкомнатную квартиру. Больше всего этому радовался отец пловчихи, 47−летний Андрей Михайлович, работающий тренером в том же «Дельфине».


Ванна в Грозном 

Юля Ефимова родилась в Грозном. Именно там встретились ее бабушка и дедушка: она приехала туда по распределению после пединститута, он работал в учебном комбинате нефтеперерабатывающего завода. Бабушка в свое время занималась велосипедом, даже участвовала в чемпионатах страны: в доме хранится тяжелый, потускневший от времени кубок, который она когда-то выиграла. Во время нашего разговора Андрей Ефимов поставил его на стол, и этот памятный артефакт советской эпохи матово поблескивал своими металлическими боками под скромной лампой, освещавшей большую кухню-столовую с расположившимся в центре столиком, накрытым разноцветной клеенкой. 

О Грозном, где он прожил 35 лет, Андрей вспоминать не любит: слишком многое ему там пришлось вынести. Говорит, что старался выкинуть это из головы. «Война там началась раньше, чем о ней объявили. Процветал внутренний бандитизм. Не было воды, деньги перестали платить. Везде, где вспыхивает национальная рознь, кто-то обязательно становится лишним. Очень часто такими оказываются русские, — говорит Ефимов. — Крепость Грозную, форпост казачества на Кавказе, почему-то сделали сначала столицей Чечено-Ингушетии, затем Чечни. Когда я рос, в городе было очень мало чеченцев». Зато накануне войны они заполонили Грозный. Когда деньги перестали платить, Ефимову вместе с приятелями пришлось работать на стройке особняков для местной знати. Таскал раствор, бетонные блоки. В итоге надорвал спину.

 Юля Грозного не помнит: семья бежала оттуда, когда ей было два года. Но именно там, в ванной оставленной при бегстве квартиры, она училась плавать. Пока еще была вода. В то время в моде была теория «Плавать раньше, чем ходить», и Юлин отец был хорошо знаком с ее активными пропагандистами. 

А потом, во время отдыха на реке Хопер, произошло событие, которое впоследствии приобрело статус знакового. «Мы с женой сидели на бережку, а наш ребенок бродил по воде. Вдруг Юлька споткнулась, упала, жена хотела броситься ей на помощь, а я говорю ей: “Сиди!” Юлька чуть было от испуга не заплакала, но видит — родители спокойно разговаривают, и раздумала, — рассказывает Андрей Михайлович. — С тех пор воды она не боялась».


Бегом за папой

Ефимовой на роду было написано стать спортсменкой — история ее семьи предопределила этот выбор. Мама сначала отдала ее на акробатику, но из-за высокого роста ребенка вскоре забраковали. Нынешний тренер Юли Ирина Вятчанина считает, что недолгие занятия этим видом спорта очень пригодились, развив в девочке природную гибкость. По мнению Вятчаниной, Ефимова сильно отличается от других пловцов своим естественным стилем плавания. «Плавание очень близко к музыке: здесь нужно обладать хорошим чувством ритма, — утверждает тренер. — У Юли оно есть».

Идеальные движения пловца — сочетание пластики и мощи. Как у пантеры, которая мягко крадется, а потом внезапно прыгает на добычу. Это отмечали и ведущие специалисты: в стиле Ефимовой сразу видно технику. У этой девушки нет заметного рельефа мышц, зато есть невероятное чувство воды. Ее соперница Мирна Юкич из Австрии во время чемпионата Европы на короткой воде в Венгрии сказала своему отцу: «Я ничего не могла сделать. Она ушла от меня как от стоячей. Я не могла менять темп и мощность. А она делала что хотела». То же самое произошло спустя полгода в голландском Эйндховене, где Юкич в заплыве на 200 м брассом опять довольствовалась серебром.

 Юлю отец начал брать с собой в бассейн, потому что дома с ней некому было сидеть. Довольно быстро девочка стала обгонять старших пловцов. Присутствие отца было немаловажным фактором. Андрей вообще считает, что дети занимаются спортом не для себя, а в первую очередь для родителей — так в обычной школе ученики гордо оповещают домашних о полученных пятерках. Для них очень важно внимание к их успехам, поэтому дома у Ефимовых висит самодельная таблица городских рекордов, где зафиксированы все Юлины достижения. Она била рекорды во всех видах плавания, во всех возрастах и почти на всех дистанциях. Правда, сейчас ее результаты подвергаются ревизии: подрастает сводная сестра Юли Кристина Красюкова, которая может через несколько лет стать звездой не меньшего масштаба.

— Ты боишься конкуренток? — спрашиваю я у Юли. — У тебя даже в семье такая есть…

— Я не считаю ее конкуренткой, — отвечает чемпионка. — Она бьет мои юношеские рекорды, потому что плавает намного больше меня. В ее возрасте я плавала по одной тренировке, а она плавает уже по две тренировки в день. Она раньше начала, отсюда и результат. Конечно, она перспективная, но характер у нее не тот.

У Юли Ефимовой характер был всегда. Ее школьный день начинался с пробежки за папиным велосипедом — Андрей и сегодня отправляется на работу в 7 часов утра. Обычно Юля проделывала дорогу до «Дельфина» — а это около 3 км — бегом за папой. В бассейне ее ждало плавание — обычно два-три километра за тренировку, при этом не только брассом, но и кролем, и на спине. Ефимов практикует универсальный подход, мотивируя его тем, что в этом случае юный спортсмен может безболезненно преодолеть возникший в одном из видов застой. Это наиболее сложный момент в детском спорте: когда тренировки идут, а результат не растет. Взрослые понимают, что надо просто потерпеть, переждать и постепенно все вернется на круги своя. Но дети нетерпеливы и часто психологически ломаются от отсутствия прогресса. Выручают другие виды плавания: пока в одном результат стоит, можно добиться успеха в другом. 

И все-таки в какой-то момент перед тренерами встал вопрос о специализации Ефимовой: в каком виде ей лучше совершенствоваться? Тем более что в женском плавании в России до последнего времени наблюдался явный застой и серьезных конкурентов в стране у Юли не было. 

Юную спортсменку попросили посмотреть Ирину Вятчанину. И та, нисколько не сомневаясь в выборе стиля плавания, предложила Ефимовой тренироваться у нее в Таганроге. 

«Да, просматривались дельфин, комплекс, кроль, но брасс был очевиден, — рассказывает Вятчанина. — Дельфин и комплекс отпали из-за проблем с коленями. Правда, первое время мы работали через комплексное плавание и кроль, стараясь укрепить все связки. И только в прошлом году начали работать брасс».

Почему Юле в тринадцать с половиной лет пришлось покинуть Волгодонск, переехать в Таганрог, стать воспитанницей другого тренера — об этом мы осторожно поинтересовались у ее отца, поскольку этот момент стал определяющим в Юлиной карьере.

Ефимов откровенно признал, что Юля в какой-то момент переросла возможности Волгодонска. Из-за финансовых трудностей ей пришлось пропустить несколько важных стартов, в том числе чемпионат России. «Билеты нам оплачивает спорткомитет, куда приходит вызов на соревнования. Председатель сказал, что командировочные составляют 550 рублей в сутки, — рассказывает Ефимов. — Я подсчитал: мне только на гостиницу по 1100 каждый день придется самому доплачивать. На еду тоже немало уйдет. А чемпионат продолжается пять дней. У меня таких денег просто не было».

Но не только финансовые проблемы предопределили решение Ефимова. Он считает, что дочке в тот момент нужен был бассейн побольше — а в Таганроге их целых два: полтинник и четвертак. А главное — сильный спарринг-партнер. Ирина Вятчанина долго колебалась, прежде чем согласилась взять Юлю. Проблема в том, что в тот период среди ее воспитанников не было ни одной девочки и ни одного брассиста. Но ситуация изменилась буквально в одночасье: из Ростова приехала «на смотрины» Настя Бочкова, и одновременно с ней появился мальчик-брассист. И судьба Ефимовой решилась.

Вятчанина благодарна отцу за то, что он не утратил связи с дочерью и всячески ей помогает, пусть и на расстоянии. Он — первый, к кому Юля обращается за советом. Иногда ее тренер узнает о каких-то моментах уже после того, как ситуация разрядилась. А грозы бывают нешуточные: Ефимова обладает взрывным характером и, как все подростки, очень категорична. Отец не раз выгонял ее с тренировок за то, что она не слушала его и мешала заниматься остальным ребятам. Более жесткая по натуре Вятчанина к таким мерам не прибегает, хотя отмечает неуравновешенность Юли.

Что же отличает Ефимову от других девочек из бассейна «Дельфин»? Александр Косарь считает, что это неуемная жажда победы и отличная физическая подготовка: 30 раз подтянуться на перекладине кроме Юли из девочек не смог никто. Отец убежден, что, несмотря на перепады настроения, его дочь очень серьезно относится к тому, чем занимается. В ее дневнике есть запись: «Спорт — это маленькая жизнь или даже больше». Юля прекрасно понимает, что, как и вообще в жизни, в плавании возможны ошибки и неприятности. При этом надо быть готовым к любым подвохам, в первую очередь со стороны соперников. Ее отец вспоминает, каким откровением стала для Юли — чемпионки Европы среди юниоров — победа на соревнованиях Юга России, где ей удалось выиграть у соперницы всего 0,4 секунды. «Это был для нее настоящий шок! — рассказывает Андрей Михайлович. — Я ей говорю: ты же победила… А она мне в ответ: да, но с каким трудом! Она, видимо, не проанализировала все до конца и испугалась, что существует реальная угроза. И правильно: зазнаваться, расслабляться нельзя, нужно все время двигаться вперед. Причем выигрывать так, чтобы никто не ставил под сомнение твою победу».

Вятчанина утверждает, что Ефимову отличают невероятное упорство и спортивное самолюбие, накладывающиеся на вспыльчивый подростковый характер. Похоже, именно эта подростковая импульсивность в сочетании с излишней самоуверенностью подвели Юлю в квалификационном заплыве на 100 м брассом на первенстве Европы в Эйндховене: тогда она показала десятое время дня и оказалась за бортом соревнований на этой дистанции из-за того, что страну могут представлять лишь две спортсменки, которыми стали Алена Алексеева и Елена Богомазова. Позднее Ефимова призналась, что рассчитывала попасть в число лучших при любом раскладе и не слишком хорошо плыла. Ирина Вятчанина отметила неустойчивое психологическое состояние Юли перед заплывом: она даже забыла обсудить со своим тренером тактику. Болезненный щелчок по самолюбию и осознание того, что в плавании понятие «сборная» носит формальный характер, помогло Ефимовой выиграть золото на 200 м, завоевать серебро на 50 и в женской комбинированной эстафете.

На ее коронной дистанции 200 м мы увидели настоящую Ефимову, которая, чуть отпустив от себя соперниц на первых трех четвертях дистанции, уверенно обогнала их на последнем отрезке. Сама Юля считает, что подобная тактика очень действенна и неизменно приносит ей успех. Однако за Ефимовой внимательно наблюдают американские и китайские тренеры — Вятчанина не раз замечала их на трибуне во время крупных турниров, поэтому в Пекине соперники к такой манере плавания будут, скорее всего, готовы.

Впрочем, у 16−летней Юлии Ефимовой пока еще есть право на ошибку, которую можно будет исправить на следующей Олимпиаде — ведь в 2012 году ей будет всего 20 лет.

Картина дня

наверх